Историческая справка

9 февраля 1848 года на имя Преосвященного Афанасия епископа Томского и Енисейского, от имени строителя и попечителя Юшкова С.В. было составлено новое прошение о постройке каменной двухпридельной церкви (по желанию жителей деревень Каратуза и Сагайской), в котором он представил новый план и фасад из высочайше утвержденных «с соблюдением вкуса Византийского зодчества».

Первым священником церкви в Каратузе был Петр Александрович Силин.

Силин Петр Александрович, 1819 г.р., пономарский сын, «по исключении из Томского Духовного училища из низшего отделения в 1834 году 14 ноября определен по билету Томской духовной Консистории Томским ведомством Спасо-Никольского села к Спасской церкви дьячком. 28 мая 1839 года Преосвященным Агапитом Епископом Томским и Енисейским и Кавалером посвящен в стихарь. 1847 года 30 ноября Преосвященным Афанасием Епископом Томским и Енисейским и Кавалером рукоположен во Диаконы к прописанной церкви. 3 декабря 1850 года рукоположен Преосвященным Афанасием Епископом Томским и Енисейским и Кавалером в священники Томского ведомства Тутольского села к Богоявленской церкви…» В 1851 году 16 июля переведен по прошению в Каратузскую церковь.

Петро-Павловский храм, 1930 гг.

Освящение храма состоялось 7 февраля 1853 года.

Престола в церкви было два:

  1. Во имя святых апостолов Петра и Павла (летний придел);
  2. Во имя Знамения Пресвятыя Богородицы (зимний придел).

Знаменский придел располагался в трапезной храма и был теплым, в зимнее время отапливался печью. За ним находился главный придел – Петро-Павловский, представляющий собой двусветный четверик, перекрытый купольным сводом с главкой.

Богослужения в Каратузском храме проходили во все воскресные и праздничные дни, исключая некоторые дни, в которые священник по требованию прихожан (3019 душ обоего пола на 1854 год) должен был отлучаться из церкви в деревни своего прихода для «напутствования труднобольных».

31 июля 1860 года священник Петр Александрович Силин скончался.

Священником Каратузской церкви становится Николай Егорович Коровин. До момента его назначения в должность обязанности священника исполнял первый священник с. Моторского Разумовский Андрей Никитич.

При церкви в Каратузе была библиотека, другой библиотеки до 19.01.1902 года не было.

8 июня 1884 года Томскому купцу золотопромышленнику Никите Нестеровичу Вяткину было разрешено «пристроить каменный придел при Каратузской Петропавловской церкви, на его средства». Новый придел во имя св. Анны Пророчицы был пристроен с южной стороны храма и 15 июня 1887 года освящен Епископом Енисейским и Красноярским Тихоном .

Здание бывшей Каратузской женской церковно-приходской школы, (ныне Каратузский краеведческий музей)

Каратузская женская церковно-приходская школа открылась 23 октября 1900 г. Начало церковной школе положил священник Василий Рождественский при самом вступлении на приход.

19 февраля 1876 года в Каратузе на базе сельского приходского открыто одноклассное сельское училище, которое в 1906 году было преобразовано в двухклассное училище Министерства народного просвещения.

1 сентября 1911 года 2-й класс Каратузского двухклассного училища был преобразован в Каратузское городское 4-х классное училище.

В 1918 г. в Сибири началась Гражданская война, в ходе которой одной из форм социально-политической борьбы стало партизанское движение – борьба против Колчака и его режима. Это явление не обошло стороной и Каратузский район. Во время крестьянского восстания в Минусинском уезде в 1918 году в числе многочисленных жертв оказались каратузский священник Михаил Тимофеевич Щербаков и его жена Анна Константиновна. О. Михаил Щербаков убит в своей квартире повстанцами.

12-25 декабря 1918 года состоялось торжественное отпевание о. Михаила.

В октябре 1920 года, в Каратузский Петро-Павловский приход заступил законоучитель Минусинской Учительской семинарии, протоиерей Команский Василий Максимович.

2 апреля 1938 года, на заседании Президиума Каратузского Райисполкома (протокол № 19/192, § 106), Каратузская церковь передана под «культурно-просветительное учреждение (кино-театр).» Договор с Каратузской общиной верующих был расторгнут, а здание было передано в ведение сельсовета. На первых порах оно использовалось, как зернохранилище.

4 апреля 1939 года здание храма было передано Роскинотресту. Управление Кинофикации и Крайкинотреста отпустило средства на покрытие образовавшейся задолженности при переоборудовании здания церкви под кинотеатр в сумме 9500,00 рублей, а также средства на оборудование.

13 февраля 1939 года на заседании Президиума Каратузского Райисполкома Красноярского края по ходатайству коллектива киноработников кинотеатру присвоено название «Октябрь».

Позднее, в честь запуска первого искусственного спутника на земную орбиту, кинотеатр стал именоваться «Спутник».

Перед передачей церкви в ведение сельсовета иконы и некоторая церковная утварь была разобрана членами общины верующих. Здание храма использовалось как кино-театр до 1995 года.

Храм в Каратузе начали восстанавливать с 1995 года силами прихожан и настоятеля иерея Виктора Михайловича Пасечнюка и он возобновил работу в одном из приделов (бывшем Аннинском), освященном как Знаменский. В 1996 году прошли первые праздничные Пасхальные богослужения.

1998 год был самым тяжелым и самым плодотворным в жизни Петро-Павловской общины верующих Каратуза. Были начаты отделочные работы, а также проведен водопровод, сооружен святой колодец на территории ограды церкви. Во время ремонта под полом южного придела и в ограде храма было обнаружено несколько старинных захоронений священнослужителей и почетных прихожан. Надгробные памятники были уничтожены в годы гонения на церковь, и теперь трудно восстановить имена погребенных. В память безымянным захоронениям в церковной ограде был установлен деревянный крест.

Приказом Министерства культуры Красноярского края от 06.05.2013 № 224 Петро-Павловская церковь в селе Каратузском, как представляющая собой историко-культурную ценность, была включена в Список выявленных объектов культурного наследия.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и Положением о государственной историко-культурной экспертизе, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 № 569 в период с 21.05.2019 по 11.12.2019 проведена государственная историко-культурная экспертиза выявленного объекта культурного наследия «Церковь Петра и Павла» в селе Каратузском (Акт от 11.21.2019 № 19/33).

Приказом службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края от 25.02.2020 № 82 памятник градостроительства и архитектуры регионального значения «Церковь Петра и Павла» в селе Каратузском включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В настоящее время, с апреля 2018 года, настоятелем Петро-Павловского храма является иерей Анатолий Николаевич Оглоблин. В октябре 2019 года вновь начала работу Воскресная школа, продолжено благоукрашение храма, обновление иконостаса, иконы для которого пишет матушка Наталья Оглоблина.

Ковчег с мощами

Значимым событием жизни прихода стало обретение ковчега с частицами мощей святых:

  • мучеников: Сергия Римлянина, Вонифатия, Гараха и Андроника, Екатерины, священномученика Николая Искровского;
  • святого апостола Фомы;
  • святителей: Филарета Черниговского, Игнатия Брянчанинова;
  • святителя исповедника Афанасия Ковровского;
  • праведного исповедника Георгия Тутаевского;
  • преподобного исповедника Варсонофия Херсонского;
  • преподобных: Романа Сладкопевца, Анастасии Киевской, Гавриила Афонского, Евтропии Херсонской, Елены Флоровской, Симеона Верхотурского, Мартирия Зеленецкого, Иоанна, Сергия, Потрикия;
  • Благоверного князя Давида Ярославского;
  • частицы Маврийского дуба.

В храме есть икона Зосимы и Савватия Соловецких с частицей мощей.

Каратузский Петро-Павловский храм, единственный из шести церквей района, частично сохранившийся до наших дней. В его стенах нашли свое место иконы конца 19-го – начала 20-го века, сохраненные в лихие года богоборчества, верующими православных общин. В частности, иконы из иконостасов разрушенных храмов района: Архидиакона Стефана, двух икон Иисуса Христа Вседержителя, Тайной Вечери, Преображения Господня, Рождества Христова.

В 1908 году по преданию в окрестностях села Верхний Кужебар у родника была обретена икона Тихвинской Божией Матери. С тех времен источник стал местом паломничества не только местных жителей, но и известен в других регионах страны и мира. 9 июля, в праздник иконы Тихвинской Божией Матери, на источнике совершаются водосвятные молебны, чтение акафистов. Прихожане Каратузского Петро-Павловского прихода и другие паломники традиционно идут Крестным ходом от Верхнего Кужебара до святого колодца.

 

Материал приводится по очерку Кравченко Р.А. «Каратуз православный», опубликованном в историко-публицистическом альманахе «Сибирский крест» (Сибирский крест: историко-публицистический альманах. Вып. 1. / Составители Г.В. Малашин, В.С. Нарчук, Р.Е. Бобров. Авторы И.Е. Бобрик, Р.Е. Бобров, А.П. Дворецкая, И.Г. Федоров, Р.А. Кравченко, Г.В. Малашин, Н.В. Можайцева, Ю.Ю. Пасхальский, А.П. Шекшеев, В.А. Шулдяков. – Красноярск: ООО «Издательский дом «Восточная Сибирь», 2021. – 460 с.).

This slideshow requires JavaScript.