Михаил Щербаков

Канонизация священномученика Михаила Щербакова

13.03.2014  в Красноярской епархии была создана комиссия по канонизации.  На рассмотрении комиссии для канонизации представлен священник, служивший в нашем Петро-Павловском храме — иерей Михаил Щербаков. Данная работа идет до сих пор. Если у кого-то есть достоверные истории о чуде, которое произошло по молитвам к батюшке Михаилу, просьба написать о нем по такому электронному адресу: hram-karatuz@mail.ru

Родственники

  • отец — Щербаков Тимофей, крестьянин
  • жена — Щербакова Анна Константиновна (ум. 29.10.1918). Убита восставшими крестьянами во время Минусинского мятежа против белых властей в с. Каратузском. Со слов внучек: происходила из польского рода Домбровских; дядя — Ярослав Домбровский, был известным героем Парижской коммуны, погиб на баррикадах и похоронен у себя на родине, в Польше
  • сын — Щербаков Александр Михайлович, диакон.
  • сын — Щербаков Николай Михайлович. В 1906 окончил 3 класса Красноярского духовного училища. В 1913 окончил 5-й класс Красноярской духовной семинарии. Дочь: Татьяна Николаевна Артюх (Щербакова), в 1998 проживала в г. Красноярске
  • дочь — Щербакова Вера Михайловна (род. ок. 1902). Была свидетелем убийства родителей
  • сын — Щербаков Виктор Михайлович (род. ок. 1910). Была свидетелем убийства родителей
  • другие дети — еще 3 сына и дочь   [1]

Награды

Дата Награда
9 апреля 1891 серебрянная медаль с надписью «За усердие» на Александровской ленте для ношения на груди за труды по «народному образованию»
13 марта 1902 набедренник
25 апреля 1908 скуфья
27 марта 1914 камилавка
6 мая 1916 наперстный крест   [2]

 

Биография

Михаил Щербаков

Родился батюшка 11 июля 1857 г. в крестьянской семье.  В 1878 г. закончил Коростышевскую учительскую семинарию Киевской губернии, и по окончании в 1878 г. полного курса наук в означенной семинарии инспектором народных училищ 3-го района Волынской губернии назначен на должность учителя в Ставецкое одноклассное училище Ровенского уезда. Тем же инспектором 1 сентября 1880 года переведен в Теслуговское одноклассное училище Дубенского уезда Волынской губернии. 1 сентября 1895 г.  уволен по прошению от должности учителя.

15 августа 1897 г.  рукоположен во священника Ильинской церкви в с. Дербинское Ачинского уезда Енисейской губернии.  7 августа 1899 г. по прошению переведен в Михаило-Архангельскую церковь с. Даурское Ачинского уезда. Состоял законоучителем в Даурском одноклассном училище Министерства народного просвещения.

3 марта 1905 года, по прошению, перемещен к Казанской церкви села Нахвальского Красноярского уезда. Законоучитель Нахвальского одноклассного (впоследствии двуклассного) министерского приходского училища, Павловского одноклассного училища.

26 октября 1913 года перемещен к Петропавловской церкви села Каратузского 2-го благочиния Минусинского уезда. С 1 сентября 1914 года — законоучитель Каратузской церковно-приходской школы. С 28 августа 1914 года временно исполнял обязанности законоучителя Каратузского Высшего начального училища. С 1915 — законоучитель Каратузского одноклассного народного училища. [7]

Смерть батюшки

Во время крестьянского восстания в Минусинском уезде в 1918 году в числе многочисленных жертв оказались каратузский священник Михаил Тимофеевич Щербаков и его жена Анна Константиновна.

Епархиальная газета потрясенно извещала пастырей и паству Енисейской епархии о произошедшем:

«Благочинный 2-го участка, Минусинского уезда, рапортом своим от 23 ноября с.г. за № 176 донес Преосвященному Епископу Назарию, что 29 октября с.г. ст. ст. священник Каратузской Петро-Павловской церкви о. Михаил Щербаков убит в своей квартире восставшими крестьянами. Подробности этого убийства Благочинный обещает представить Владыке в ближайшем будущем, когда он лично произведет дознание, которого в настоящий момент произвести не представляется возможным, так как Каратуз не приведен еще в мирное положение, и борьба правительственных войск с бунтовщиками не окончена.

На означенном рапорте Архипастырем была положена 6 декабря нижеследующая резолюция: «Предложить благочинному о. Шувалову подробно сообщить о смерти о. Щербакова и, по возможности, с указанием поименно виновных»». [3]

«Благочинный 2 уч. Минусинского уезда, священник Инн. Шувалов рапортом своим от 31 января с.г. за № 8 донес Епархиальной Власти нижеследующее:

29-го октября на село Каратуз напали восставшие крестьяне соседних деревень, дабы отобрать у казаков оружие, а с некоторыми и расправиться.

Часть казаков, спасаясь, спрятались в церкви, за что некоторые стали обвинять о. Михаила Щербакова как участника спасения казаков. Часть восставших явилась в квартиру о. Михаила и стала производить обыск, ища оружие. Произведя обыск, толпа из дома о. Михаила двинулась к церкви, куда пошел и о. Михаил. В церкви также искали оружие, а о. Михаил, несмотря на то, что на каждом шагу ему грозила опасность, уговаривал мятежников, чтобы они вели себя в храме благоприлично: он исполнял долг пастыря, увещевая заблудших словом любви.

Из церкви о. Михаил ушел снова в свою квартиру, куда вскоре явилось несколько человек, чтобы произвести обыск. Жена о. Михаила стала разговаривать с мятежниками, объясняя им, что обыск уже был произведен, но один из толпы (пьяный) произвел в нее выстрел и матушка пала, смертельно раненая в живот. Часть толпы выскочила на улицу; о. Михаил и дети стали умолять, чтобы пощадили его, но другой злодей выстрелом уложил о. Михаила; пуля попала в шею и вышла в затылок, так что смерть была моментальна.

Оставшиеся дети (две дочери и мальчик) были в беспамятстве. Убийцы, обыскав квартиру, удалились, захватив часть серебряных вещей. Матушка была перевезена в больницу, где и скончалась, проживя около суток. Детей приютил у себя инспектор Высшего начального училища г. Мильчаков. Прибыть на погребение соседним священникам не было возможности, ибо сообщения с Каратузом не было, да и из села каждый не мог выехать, а потому похороны о. Михаила и его жены были совершены одним о. Василием Рождественским во временную могилу, на сельском кладбище, так как в церковной ограде мятежники хоронить не дали, без отпевания о. Михаила, жена была отпета. Много хлопотал по устройству похорон церковный староста с. Каратуза Балдуев. Самые похороны были совершены под насмешками и небезопасно для участников. Тело о. Михаила во временной могиле покоилось до 12-го декабря ст.ст. 1918 года.

12-25 декабря 1918 года состоялось торжественное отпевание о. Михаила.

Широкое оповещение об этом собрало ко времени отпевания положительно все духовенство 2-го благочиния Минусинского уезда и громадную массу народа. С вечера, накануне, тело почившего было изъято из временной могилы и с крестным ходом, в сопровождении массы народа, перенесено священнослужителями в местный храм, где над гробом с телом о. Михаила совершено соборное заупокойное всенощное бдение и после него установлено очередное чтение священнослужителями св. Евангелия. Рано утром, еще задолго до начала Литургии, стала стекаться в храм народная масса. В девять часов утра началась Литургия при участии нескольких священников. После окончания ее было совершено при участии 13-ти священников, пяти дьяконов и хора певчих трогательное и торжественное отпетие пастыря молитвенника. Какой-то грустью и величавой торжественностью веяло от всего этого печального богослужения. Пронесшийся ураган народного мятежа заставил многих задуматься над совершающимися событиями, и народные души, в лице лучших сынов Православной Церкви, собрались, объединяясь у праха убитого иерея, и здесь, в слезах, излили всю скорбь о междоусобицах, раздорах, положении Церкви и, особенно, о зверски невинно убитом о. Михаиле. Думается, не скоро исчезнет из народного сердца память об этом грустном и печальном богослужении и в минуты особенного возбуждения, быть может, многих заставит быть более осмотрительными в их выступлении против Церкви и ее служителей.

При отпетии были сказаны проповеди сыном убитого о. Александром Щербаковым [4] и одним из священников благочиния о. Всеволодом Барковым. После отпетия тело о. Михаила было торжественно обнесено вокруг церкви и похоронено в могилу, находящуюся в церковной ограде местного храма, куда к тому времени было перенесено и тело жены о. Михаила.

Считаем не лишним привести здесь содержание акта, составленного о. Благочинным Шуваловым 14-27 января с.г., в присутствии дьякона Каратузской Церкви Ионы Попова и церковного старосты Балдуева по поводу того, в каком положении найден был храм Петро-Павловской Каратузской церкви, в котором в продолжение нескольких дней производились обыски восставшими мятежниками. При осмотре храма свидетельствующим предстала такая картина: Св. Престол Петро-Павловского придела приподнят на одну вторую аршина с горной стороны, дарохранительница в футляре снята с престола и поставлена на окно тут же в алтаре, одежда напрестольная с горной стороны приподнята и положена на престол, шнур внизу престола порван, фундамент под престолом поврежден каким-то железным орудием, одна плаха алтарного пола выворочена, багетная рама, находящаяся на иконе Спасителя с правой стороны Царских Врат, изломана, похищена одна тарелочка с изображением Божьей Матери от маломерного прибора серебряного потира, шкаф с выдвижным ящиком, в котором хранились деньги братской кружки, разбит и деньги похищены. Св. Престолы: Знаменского и Аннинского приделов остались неповрежденными, а потому в них, по малом освящении храма, совершаются богослужения» [5].

Епархиальная летопись тех лет засвидетельствовала и другие моменты насилия над духовенством и мародерства.

«На имя Его Преосвященнейшего Назария, Епископа Енисейского и Красноярского, поступил рапорт благочинного 2 участка Минусинского уезда с приложением копии доклада причта Маторской церкви, состоящей в названном благочинии: в своем докладе причт Маторской Михаило-Архангельской церкви сообщает о том положении, в котором находился он в ноябрьское восстание крестьян Минусинского уезда. Октября 29-го дня (ст. ст.) 1918 г., были мобилизованы и отправлены в Каратузский бой диакон Маторской церкви Степанов и псаломщик Легков, но в ночь на 1-е ноября они были возвращены домой. 7-го ноября (ст. ст.) получилось причтом извещение из Каратузского Штаба нижеследующего содержания: «Экстренно, Причту Маторской церкви, Каратузский Военно-Революционный штаб сообщает, что все требы и бракосочетания в данный момент должны производиться бесплатно до распоряжения. За нарушение этого распоряжения причт будет привлечен к ответственности. Ноября 2-го дня 1918 г., № 72. Подписи: Начальник Штаба Горбунов, делопроизводитель Алексеев».

Священником было указано жителям с. Маторского постановление Церковного Собора, в коем говорится, что всякое насилие над духовенством влечет за собой закрытие прихода, а также советовалось им снестись с Каратузским штабом и попросить таковой не вмешиваться в дела Маторского прихода. Но вместо последнего, они сделали следующее постановление: «Причту Маторской церкви для сведения и руководства. Маторского Общественного Собрания от 9-го ноября 1918 года. Разрешаем причту принимать за исполнение ими треб деньги в той сумме, кто сколько может пожертвовать. Подписи».

Причт, дабы не вносить раздора в народ и чтобы избавить себя от висевшего над ним насилия, служил больше двух дней бесплатно.

На рапорт о. Благочинного Архипастырь положил резолюцию такого содержания: «…Горбунов и Алексеев, как явные насильники над клиром Православной Церкви, отлучаются от Церкви, о чем напечатать в Епархиальных ведомостях и объявить в первый праздничный день в храмах тех приходов, где они проживают, пригласив верующих порвать с отлученными всякое общение дотоле, пока они не сознают свой грех…»» [6]

Литература

[1] https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/6577/

[2] Клировая ведомость Петропавловской церкви с. Каратузского Минусинского уезда Енисейской губернии за 1916 год // ГА Красноярского края. Ф. 824. Оп. 1. Д. 137. Л. 3 об. – 5 об.

[3] Енисейские епархиальные ведомости, – № 19-20, ноябрь-декабрь 1918, С.20

[4] http://www.vladkan.ru/personal/2501120000.html, http://ortho-rus.ksproject.org/cgi-bin/ps_file.cgi?2_223

[5] Енисейские епархиальные ведомости, – № 3, – 1919. С.8-10

[6] Кравченко Р.А. «Каратуз православный», опубликованный в историко-публицистическом альманахе «Сибирский крест» (Сибирский крест: историко-публицистический альманах. Вып. 1. / Составители Г.В. Малашин, В.С. Нарчук, Р.Е. Бобров. Авторы И.Е. Бобрик, Р.Е. Бобров, А.П. Дворецкая, И.Г. Федоров, Р.А. Кравченко, Г.В. Малашин, Н.В. Можайцева, Ю.Ю. Пасхальский, А.П. Шекшеев, В.А. Шулдяков. – Красноярск: ООО «Издательский дом «Восточная Сибирь», 2021. – 460 с.)

[7] https://drevo-info.ru/articles/13672703.html